Участники Международной научной конференции «Феномен М.Ю. Лермонтова» поделились размышлениями о личности и творчестве поэта
23 – 25 октября на базе Московского государственного университета состоялась Международная научная конференция «Феномен М.Ю. Лермонтова», приуроченная к 210-летию со дня рождения поэта. В качестве ее организаторов выступили Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы». В рамках мероприятия были представлены доклады, которые коснулись самых разных граней изучения жизни и творчества великого русского гения. По итогам конференции будет издан сборник материалов, который будет интересен не только лермонтоведам, но всем, кому дорога русская культура и ее наследие. Нам показалось важным не только поделиться впечатлениями организаторов о мероприятии, но и задать несколько вопросов ее участникам, услышать их мнение по ключевым вопросам, связанным с феноменом М.Ю. Лермонтова.
Предваряя вопросы, заданные участникам, состоявшееся мероприятие прокомментировал заместитель директора музея-заповедника «Тарханы» по науке В.Ю. Кладов:
Считаю, что конференция удалась и стала значимым мероприятием, достойным юбилейного для М.Ю. Лермонтова и «Тархан» года. Это подтверждают объективные показатели.
Во-первых, отмечу ее широкий географический охват. В конференции приняли участие более 60 специалистов из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Саратова, Ярославля, Липецка, Пензы и Пензенской области, Томска, Новосибирска, Тамбова, Махачкалы, Ставрополя, Пятигорска, Геленджика, Кургана и Орла. Отдельно следует поблагодарить наших дорогих гостей из Китайской Народной Республики и Республики Казахстан.
Во-вторых, представительный состав участников. Каждый второй – обладатель ученой степени, среди выступавших – 10 докторов и 18 кандидатов наук. Это – преподаватели вузов, специалисты учреждений образования и культуры, активисты общественных организаций, занимающихся изучением и сохранением лермонтовского наследия. Посмотрите только на аббревиатуры учреждений, делегировавших своих представителей: МГУ им. М.В. Ломоносова, ИМЛИ РАН, ВШЭ, РАНХиГС, ВГИК, СПбГУ, РГПУ им. А.И. Герцена и другие. Свои доклады представили сотрудники всех лермонтовских музеев страны, руководители Московского Лермонтовского общества, потомки династии Лермонтовых. На конференцию приехали исследователи из Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля, Государственного музея «Исаакиевский собор», Библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино. Особенно приятно отметить участие наших земляков из Пензенской областной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова, Пензенского государственного университета, Государственного музея-усадьбы В.Г. Белинского.
Научная коллаборация с Московским государственным университетом дала нам возможность выйти на новую для нас аудиторию и получить отличную площадку для проведения мероприятия. Хотелось бы выразить слова искренней признательности коллегам из МГУ, по собственной инициативе взявшим на себя решение множества сложных организационных и административных вопросов. Мы действовали вместе, музей и университет, шаг за шагом пройдя все этапы подготовки мероприятия. Формировали оргкомитет и программу, вели непрерывный диалог с участниками, работали с заявками, на очереди – издание сборника материалов конференции. Издание должно получиться солидным и востребованным у лермонтоведов.
Не менее важна и субъективная сторона вопроса. Зачем вообще проводятся конференции, в широком смысле? Это не только очная площадка для обмена результатами исследований. Это – встреча единомышленников; праздник для специалистов с, возможно, разными взглядами по отдельным научным проблемам, но ощущающих свою принадлежность к сообществу энтузиастов-исследователей, в данном случае – к лермонтовскому. Здесь каждый важен, и здесь все равны; никто не ставит себя выше остальных. Здесь не отказывают никому – ни студенту, ни аспиранту, ни независимому исследователю. Главное – чтобы его работа соответствовала теме и установленной планке качества. Поэтому самое страшное, что может случиться с организатором – когда специалисты отказываются от участия в мероприятии: «Нет, к Иванову я больше не поеду». Это – провал, репутационная катастрофа, и не только для самого Иванова, но и, в первую очередь, для учреждения, от имени которого он действует. И напротив, если люди едут сюда, если ход конференции сопровождают живые диалоги и споры, как это и было в нашем случае, значит, это мероприятие было успешным.
Добавлю еще, что для организации любой конференции большое значение имеют личные знакомства. Теперь они у меня появились, дальше мне, как заместителю директора по науке, действовать будет проще. Данное направление работы обязательно получит свое развитие – уже в следующем году. В рамках продолжения развития тем, обозначенных на конференции, мы попросили ее участников поделиться размышлениями по нескольким вопросам.
– В чем, по-Вашему, феномен М.Ю. Лермонтова?
И.С. Юхнова:
Феномен Лермонтова, на мой взгляд, состоит в том, что он рано сформировался, рано понял, зачем он пришел в мир, что он должен сказать людям, – и успел это сказать. Его феномен заключается в том, что он не побоялся своей уникальности.
М.Х. Паласио
В его непостижимости. Для меня это самое притягательное в творчестве и судьбе Михаила Юрьевича. Именно из непостижимости исходят те сюжетные линии, лирические герои, образы, события, которые мы встречаем в поэзии, прозе и драматургии нашего гения. И та же непостижимость довлеет над его личной историей, наполненной «белыми пятнами» и одновременно движимой некими высшими силами и собственными интенциями Лермонтова, которые объяснить невозможно. Мы, те, кто любит, вдохновляется Михаилом Юрьевичем, предан ему, размышляет о нем и исследует его, можем лишь пытаться приблизиться к постижению его надмирной загадки, его послания миру.
Е.Л. Соснина
На мой взгляд, М.Ю. Лермонтову удалось сделать две абсолютно феноменальные вещи: во-первых, он стоял у истоков создания русского современного языка. Действительно, по составу речевых средств и по принципам их употребления язык Лермонтова ближе к современному литературному языку, чем язык Пушкина, для которого характерно использование некоторых архаизмов и старых стилистических традиций. Язык Лермонтова – это современный русский литературный язык со всем богатством его форм и стилей. Во-вторых, он соединил в своем творчестве два основных направления поэзии своего времени: «школу гармонической точности» и так называемую «поэзию мысли». Сегодня мы смотрим на язык Лермонтова как на ключ к разгадке языковых изменений в целом.
И.А. Киселева:
Феномен Лермонтова состоит в его духовном пророческом даре, который есть не столько предвестие будущего, сколько раскрытие подлинного смысла, свершившегося и свершающегося, представление всех событий и явлений в свете вечности.
С.А. Бойко:
Необыкновенно раннее появление огромного таланта вместе с проявлением дара предвидения.
А.А. Сахаров:
Очень раннее развитие – писать в 14 – 15 лет такие философские произведения! Многосторонность таланта, причем не просто на уровне одаренности, а гораздо глубже: литература, живопись, музыка, математика… Да, конечно, соглашусь со Светланой Андреевной Бойко – дар пророчества («всевиденье Пророка»).
Д.Ю. Мурашов:
Каждый большой писатель принадлежит вечности – его жизнь и творчество интересуют не только современников, но и тех, кто живет после него. Каждая эпоха по-своему объясняет феномен писателя. Понимание М.Ю. Лермонтова при его жизни было одним, после смерти – другим: от наследника Пушкина до поэта-воина. Большую роль, конечно, играют идеология государства – она формирует мейнстрим – и система ценностей того человека, кто рассуждает о Лермонтове. Поэт в своем творчестве говорил о важных проблемах человеческого бытия. Они никуда не ушли – в этом схожесть всех больших писателей. Поэтому, наряду с великим Львом Толстым, Федором Достоевским, Михаил Лермонтов – это кудесник слова, любимец богов: тот, чьи сочинения – зеркало нашего «я».
С.С. Шаулов:
Исключительная интенсивность творческого развития и способность к предвидению путей развития русской литературы и культуры. Благодаря последнему качеству потенциал его творческого наследия до сих пор не исчерпан.
К.А. Поташова:
Феномен Лермонтова состоит в его даре постижения «истории души человеческой», в умении прочувствовать глубину личности в ее трагической соотнесенности с временем и обществом.
В.А. Сухов:
На мой взгляд, феномен М.Ю. Лермонтова заключается в том, что его творчество обретает особую актуальность и современное звучание в самые трагические периоды истории России. В связи с этим даже сами даты рождения и гибели поэта обретают символический смысл.
Н.В. Лукьянович:
Он был загадкой не только для современников поэта, но и для всех последующих поколений русских людей. Многие наши великие писатели и деятели культуры, такие как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Д.Л. Андреев и другие, подчеркивали исключительное дарование Лермонтова, его гениальность, которые явно не соответствовали его возрасту. Априори предполагалось, что такие произведения, которые создавал Михаил Юрьевич, могли выйти из-под пера умудренного жизненным опытом человека, но никак не молодого поэта, закончившего свой жизненный путь в неполные 27 лет.
Читать далее…
– Какая грань личности поэта Вам ближе всего?
И.С. Юхнова:
Ее сложность. Лермонтов живет в неэвклидовой геометрии. Ему всегда открываются небо, Вселенная, космос. Его взгляд направлен и вглубь себя, и в большой мир и мироздание одновременно. Ему удается ощутить себя в нескольких временах (историческом и онтологическом) одновременно. Даже если его произведение вырастает из какого-то конкретного события, оно всегда больше этого события.
И второе качество (вторая грань) – это его человековедение. Все современники пишут о взгляде Лермонтова, который мгновенно проникал в душу и понимал ее всю. И важно, что Лермонтов дал нам язык для самоанализа, научил ощущение, движение души, эмоцию зафиксировать и выразить словами.
М.Х. Паласио:
Крайне сложный вопрос… Лермонтова можно либо любить во всей многогранности его вселенной, либо быть к нему равнодушным (вернее, не понимать его). Тем не менее, если расставлять акценты, то я бы выделил два момента. Первый: признаюсь, при всех высоких чувствах к его поэзии меня особенно занимает «Герой нашего времени», а именно дар автора создать удивительно четкий, яркий, я бы сказал – тотальный портрет современника – причем это современник как для общества XIX века, так и для социума начала XXI столетия. Второй – непрекращающееся противостояние на жизненном и творческом пути Михаила Юрьевича между светлыми и темными силами, между образами «Ангела» и «Демона», возникающими отнюдь не только в одноименных стихотворении и поэме, но и в большинстве творений поэта. Этот диалог-борьба, являющийся самой неоднозначной, деликатной и, скажем так, небезопасной для исследователя ипостасью мистической личности поэта, отнюдь не завершился с его смертью и продолжается в столь любимых нами строках.
Е.Л. Соснина:
«Ищите меня в том, что я пишу» – эта фраза, принадлежащая Сент-Экзюпери, как нельзя точно подходит для характеристики личности М.Ю. Лермонтова. А вот строки из журнальной статьи писателя А.В. Дружинина, высоко ценившего поэзию Лермонтова: «Гордо, стыдливо и благородно совершил он свой краткий путь среди деятелей русской литературы». Дружинин написал эту статью в 1860 году на основе рассказов людей, лично знавших поэта. Большую часть статьи о поэзии Лермонтова он посвятил его характеру и судьбе, сказав при этом очень важную фразу о том, что Мир искусства был для поэта святыней и цитаделью, куда не давалось доступа ничему недостойному. Пожалуй, для меня это одна из самых важных граней личностей Лермонтова, которая мне импонирует больше всего.
И.А. Киселева:
Эмоциональная рефлексия.
С.А. Бойко:
Глубина и искренность чувств во всех их проявлениях.
А.А. Сахаров:
Искренность.
Д.Ю. Мурашов:
Умение держать удар. Один из современников, Фридрих Боденштедт, переводивший сочинения поэта на немецкий язык, так сказал о М.Ю. Лермонтове: «Он не мог противостоять преследовавшей его судьбе, но в то же время не хотел ей покориться. Он был слишком слаб, чтоб одолеть ее; но и слишком горд, чтобы позволить одолеть себя».
С.С. Шаулов:
Мне ближе всего Лермонтов-прозаик, способный выстроить сложнейшую и при этом музыкально-гармоничную систему связей внутри текста. Иными словами, способность совмещать в творчестве вдохновение и эмоциональную естественность с интеллектуальной работой, размах которой завораживает.
К.А. Поташова:
Чувство сопричастности истории.
В.А. Сухов:
В наше время мне ближе всего Лермонтов – поэт – воин и патриот своей Родины
Да, такой у нас ответ
И иного не дано.
На Руси в годину бед
Вновь твердят «Бородино».
А под Курском, говорят,
И такое есть село…
Слышите: хлеба горят!
Пеплом поле замело.
Черным дымом застит свет!
Дом становится золой.
Если русский ты поэт,
«Лермонтов» – твой позывной!
Каска, «броник», камуфляж.
Неизменный АКМ.
Весь БК не вышел наш.
Не берут поэтов в плен.
Над бронею БТР
Спас – Нерукотворный лик.
Станет «речкой смерти» Днепр,
Как когда-то Валерик…
Черным дымом застит свет!
Дом становится золой.
Если русский ты поэт,
«Лермонтов» – твой позывной!
Фатум
Он видел в небе Бога,
А власть его карала.
И рубище пророка
Багровое – кроваво.
Хлебнул немало горя.
А мудрость есть в печали…
Не будь Господня воля,
Москвы бы не отдали.
И вновь через столетья –
Солдаты: аты-баты –
Рождения и смерти
В войну трубили даты
Архангела трубою.
Бог милосердный… Где он?
Над бойней мировою
Витает гневный Демон.
Н.В. Лукьянович:
В соответствии с русской воинской традицией бывших офицеров не бывает, и поэтому меня как русского офицера, уже находящегося в отставке, всегда с юных лет интересовала личность Лермонтова как офицера. И вот здесь возникает множество вопросов и противоречий. Если в отношении его творчества разногласий практически нет – произведения великого поэта навсегда вошли в золотой фонд русской и мировой литературы – то в отношении его военной службы еще при жизни Михаила Юрьевича начали распространяться самые разные и часто предвзятые мнения и домыслы.
Читать далее…
– Какие темы в творчестве М.Ю. Лермонтова созвучны Вам?
И.С. Юхнова:
Тема единства человека с мирозданием, как она представлена в стихотворениях «Когда волнуется желтеющая нива…», «Выхожу один я на дорогу…». Тема родины, любовь к которой в его понимании не требует обоснования, так как это чувство – естественное и органичное для человека. Лермонтовское понимание и восприятие истории, хотя эта тема вроде бы и не магистральная у него. Тема одиночества. Тема диалога культур. В «Герое нашего времени», «Кавказце» она обретает абсолютно новое осмысление: Лермонтов первым показывает, что это обоюдный процесс.
М.Х. Паласио
Отчасти я сказал об этом, отвечая на предыдущий вопрос. Дуэль добра и зла в человеческом сообществе и в душе одного человека – сверхтема произведений Михаила Юрьевича. Лермонтов, возможно, сам того не всегда осознавая, неизменно парил над землей, сама аура написанного им трансцендентальна. Вопросы, которые он поднимал, априори принадлежат к категории вечности – смысл бытия, одиночество, безответная любовь, роковая предопределенность смерти. Это роднит нашего гения с другим очень близким для меня поэтом – испанцем Федерико Гарсиа Лоркой. Они духовные братья-близнецы. И у них обоих сквозь тяжелые и весьма печальные сюжеты обязательно проскальзывает луч надежды. Такова неизбывная черта русского и испанского национальных характеров.
Е.Л. Соснина
Так сложилось, что в последнее время мне пришлось много заниматься темой «М.Ю. Лермонтов художник». Оказалось, что в изучении этой темы есть много вопросов и «белых пятен». Это и атрибуция известных лермонтовских работ, и введение в научный оборот новых, подчас спорных материалов, и постижение лермонтовского художественного метода. На мой взгляд, сегодня нужно пересмотреть сведения о живописном наследии Лермонтова, потому что даже в статье Н. Пахомова, которая остается классической, есть что исправить с точки зрения сегодняшней исследовательской работы. Наработок по данной теме сегодня уже достаточно много. Следует подумать о выпуске специального издания, большой статьи, или монографии.
И.А. Киселева:
Тема природы: через пейзаж Лермонтов постигает и самого себя, и движение исторического процесса в его онтологическом понимании, и саму сущность тварного мира.
С.А. Бойко:
Тема Родины и любви.
А.А. Сахаров:
Любовь к Родине, одиночество, печаль.
Д.Ю. Мурашов:
Я думаю, главная тема творчества М.Ю. Лермонтова – это тема свободы человека и той, временами очень высокой цены, что внутренне свободный человек платит за нее. Лучше всего она раскрыта в «Мцыри». В «Герое нашего времени», в «Маскараде» тема свободы (с ее положительными и отрицательными последствиями) тоже есть. Печорин и Арбенин – яркие думающие индивидуальности, которые своей непохожестью вызывают удивление или раздражение окружающих. Поступки их, разумеется, далеко небезупречны, однако темная сторона свободы – обратна стороне светлой и в равной мере интересует М.Ю. Лермонтова, как две стороны одной медали. В «Демоне» же Лермонтов поднимает тему на вселенский уровень, показывая ее присутствие и в сверхъестественном мире.
С.С. Шаулов:
Отношения человека и мироздания, конфликт индивидуальной воли и исторической (а иногда и космической) необходимости.
К.А. Поташова:
Для меня близка историческая тема в творчестве Лермонтова, его глубокие и облаченные в аллегории размышления о мессианском предназначении России, ее богатырстве, созвучными нахожу и поэтические шедевры Лермонтова об Отчизне, основания которой поэт постигает и в ее природных образах, и бытовых деталях, из земли и из космоса.
Н.В. Лукьянович:
Частично я уже ответил на этот вопрос ранее – обостренный патриотизм в творчестве и поступках великого поэта, или, по его собственному выражению, странная любовь к Отечеству. Почему странная? Потому что она не связана с внешней стороной жизни, не зависит от заслуг и почестей, а идет от души и сердца. Такое ярко выраженное чувство национального и личного достоинства позволило автору известных мемуаров Ф.Ф. Вигелю назвать Лермонтова «руссоманом». Следует заметить, что данное слово в его интерпретации не носит неуважительный или иронический оттенок, оно просто констатирует тот очевидный для многих современников факт о глубокой приверженности великого поэта исконно русскому началу. Она явственно выражается в его многих произведениях: «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын, как русский, – сильно, пламенно и нежно!»; «изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой!» и другое. Вспомним также его знаменитые строки:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Читать далее…
– В каких направлениях будет развиваться лермонтоведение в ближайшие десятилетия?
И.С. Юхнова:
Прежде всего, будет проведена (и проводится) тщательная текстологическая правка произведений Лермонтова, осуществлен научный комментарий к ним.
Конечно же, будут множиться интерпретации произведений Лермонтова. Хотелось бы, чтобы они вытекали из глубокого погружения в тексты, а не были бы фантазиями на темы лермонтовских произведений или его биографии.
Будут продолжены биографические изыскания, прежде всего связанные с родословной поэта, его военной службой, учебой в Москве и Петербурге.
Думаю, что в последующие десятилетие работы, в которых рассматриваются лермонтовские мотивы в творчестве того или иного автора (то есть рецепция творчества Лермонтова), будут превалировать над исследованиями его творчества как уникальной системы.
Надо заметить, что в настоящее время активно ведутся исследования проблемы «Лермонтов в русской и мировой культуре». Много публикаций о том, как Лермонтов отражен в произведениях живописи, музыки, прикладном искусстве, кинематографе, массовой культуре – то есть, Лермонтов-человек и Лермонтов-творец стал объектом изучения не только литературоведения, но и культурологии, искусствознания, исторической науки, социологии и пр. Эти исследования, безусловно, нужны, но все же главным должно быть изучение слова Лермонтова, его произведений, творчества.
М.Х. Паласио:
Я глубоко убежден, что одной из самых перспективных сфер лермонтовеведения должна стать международная тематика – влияние Михаила Юрьевича на мировой литературный и в целом культурный процесс, его переводы на иностранные языки, выдающиеся представители зарубежного культурного сообщества, которые вдохновлялись нашим гением. Это мало и фрагментарно изученная область. Меж тем международное измерение позволяет по-новому взглянуть на звучание произведений Лермонтова, глобально оценить его феномен.
Е.Л. Соснина
Думаю, что в ближайшие десятилетия в развитии лермонтоведения как науки будут перспективны культурологические исследования, а также геополитическое направление, связанное с осмыслением темы «Лермонтов и Кавказ».
И.А. Киселева:
Изучение поэтики и аксиологии лермонтовского художественного наследия в связи с особенностями художественного мышления поэта, раскрытие граней его поэтического дарования как национального поэта, приобщение к творчеству которого способно пробудить у современного читателя потребность в духовной жизни.
С.А. Бойко:
Думаю, что лермонтоведение будет развиваться широко и многогранно, ибо тема Лермонтова не имеет границ, о чем свидетельствует та же Лермонтовская конференция, например, «Лермонтов и железные дороги».
А.А. Сахаров:
Думаю, как и сейчас, будут разные направления: и попытка проникнуть в секреты его творчества, и поиски новых фактов биографии (вполне вероятно, еще много находок нас ждет в неожиданных местах), работа над его художественным наследием (особенно графикой), лермонтовское краеведение…
Д.Ю. Мурашов:
Конференция еще раз показала, что исследователи сегодня изучают, как правило, отдельные стороны лермонтовского творчества и жизни. Досконально разбирают детали сочинений М.Ю. Лермонтова и фрагменты его биографии. Однако мало работ, дающих цельный взгляд на жизнь Лермонтова. Возможно потому, что сегодня практически нет исследователей, как В.А. Мануйлов, полностью посвятивших себя изучению жизни и творчества Лермонтова. Поэтому я вижу ближайшее будущее лермонтоведения в пристальном изучении отдельных сторон биографии и творчества поэта, надеясь, что когда-то все-таки появится «новый Мануйлов» и создаст биографию М.Ю. Лермонтова в масштабе времени, когда поэт жил, и последовавших за ним эпох, в которых он продолжает жить своими стихами и прозой.
С.С. Шаулов:
Современному лермонтоведению, на мой взгляд, необходимо, во-первых, произвести ревизию накопленных знаний: проверить, систематизировать и – по возможности – снять противоречия интерпретаций фактов биографии и творческого наследия. Попутно это позволит усилить критику мифов о Лермонтове в массовом сознании. Частная (но тоже масштабная) задача в рамках этого же направления: создание научно-популярной биографии Лермонтова, отражающей актуальное состояние нашего знания.
Во-вторых, Лермонтов до сих пор не до конца оценен и прокомментирован как мыслитель: прежде всего, в области философской антропологии и философии истории. На мой взгляд, именно здесь откроются новые грани его «диалога» с Пушкиным и его влияния на последующую русскую культуру.
К.А. Поташова:
Задача лермонтоведения ближайших десятилетий, как и во все времена, связана с постижением гения поэта во всей его полноте, однако вектор осмысления его творчества в каждую эпоху был свой. Сейчас как никогда важно освободить представления о Лермонтове от многочисленных штампов, вымысла и клеветы прошедших десятилетий. Понять жизненный и творческий подвиг Лермонтова – это в том числе определить его убеждения, направленные на благо и подъем России.
В.А. Сухов:
На мой взгляд, особенно перспективно в современном лермонтоведении исследование проблемы творческого полемического диалога Лермонтова с Пушкиным и поэтов Серебряного века с Лермонтовым.
Венок Лермонтову
Вплели живому,
А не мертвому:
Ахматова –
Колдун – траву,
А Блок –
Полынь – траву
Прогорклую,
Под насыпью росла
Во рву.
Вплел Мандельштам –
Две красных астры.
А Хлебников –
Две мать – и — мачехи.
Две розы –
Маяковский страстный.
Есенин –
Васильки прозрачные.
Вплеталась
Пастернаком арника.
Кровь бы могла
Остановить.
И вплел Волошин
Куст татарника,
Который
Смерти не сломить!
Венок живой
Сплетался стеблями.
Земли кружился
Пьедестал.
Без Лермонтова –
Век серебряный
Серебряным бы
Вряд ли стал.
Н.В. Лукьянович:
Я не могу согласиться с такими уже утвердившимися понятиями как «лермонтоведение» и «лермонтовед». На мой взгляд, они искусственные, поскольку род Лермонтовых, как и многих других русских дворянских родов является достаточно разветвленным, и многие его представители оставили заметный след в истории России. В своей монографии я указывал, что морской офицер и в будущем полный адмирал Михаил Николаевич Лермонтов (1792 – 1866) в молодости писал стихи, и поэтому некоторые произведения его великого дальнего родственника (в том числе «Бородино») современники часто по недоразумению приписывали ему. А сколько в России писателей и поэтов по фамилии Иванов? Назову только самые известные – Георгий Иванов, Вячеслав Иванов, Всеволод Иванов. Если исследователей их творчества называть «ивановедами», то к кому из них отнести этот термин? Впрочем, эти сентенции только мое личное мнение!
Читать далее…
Подвела итоги пресс-конференции директор музея-заповедника «Тарханы» Ю.В. Печникова:
Задумав пресс-конференцию после проведения насыщенной трехдневной встречи в МГУ, мы предполагали еще раз услышать развернутые мнения разных специалистов (среди которых музейщики – представители лермонтовских музеев страны, литературоведы, представители военной профессии и другие) об уникальности М.Ю. Лермонтова. Услышать и озвучить их нашим читателям. Всем вместе нам важно приблизиться к пониманию феномена поэта и осмыслению поставленных им вечных вопросов в философии, литературе, культуре. Благодарю коллег, которые блестяще справились с этой задачей.
- Бойко Светлана Андреевна, сопредседатель Московского лермонтовского общества, главный редактор Московского Лермонтовского сборника, лауреат Всероссийской премии имени М.Ю. Лермонтова.
- Киселева Ирина Александровна, д.ф.н., профессор, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы Государственного университета просвещения.
- Лукьянович Николай Васильевич, д.полит.н., профессор, лауреат Всероссийской премии имени М.Ю. Лермонтова.
- Мурашов Дмитрий Юрьевич, к.и.н., ученый секретарь Пензенской областной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова.
- Паласио Мигель Хайрович, доктор теологии (THD), заместитель генерального директора Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино по межрегиональному и международному сотрудничеству, член Правления Российской библиотечной ассоциации, историк, публицист и переводчик.
- Поташова Ксения Алексеевна, к.ф.н., доцент кафедры русской и зарубежной литературы Государственного университета просвещения.
- Сахаров Александр Александрович, председатель Московского лермонтовского общества.
- Соснина Екатерина Леонидовна, к.и.н., доцент, главный научный сотрудник Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова (г. Пятигорск).
- Сухов Валерий Алексеевич, к.ф.н., доцент, член Союза писателей России, редактор отдела поэзии журнала «Сура».
- Шаулов Сергей Сергеевич, к.ф.н., доцент, заведующий Домом-музеем М.Ю. Лермонтова (г. Москва).
- Юхнова Ирина Сергеевна, д.ф.н., профессор Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.