
Литературный отдел
Государственный музей-заповедник Михаила Юрьевича Лермонтова в Пятигорске – один из старейших литературно-мемориальных музеев нашей страны, основанный в 1912 году. Знакомство с музеем начинается с посещения Литературного отдела. Это бывший дом генерала Петра Семеновича Верзилина, атамана Кавказского казачьего линейного войска. Здесь Лермонтов часто бывал летом 1841 года. На пороге этого дома поэт был вызван Мартыновым на дуэль.
1 зал
Долгие годы дом оставался обычным жильем, и только в 1948 году здесь была открыта литературная экспозиция. С течением лет ее содержание менялось, свой современный вид залы музея приобрели к празднованию лермонтовского юбилея, 150-летия со дня рождения поэта, широко отмечавшегося в стране в 1964 году. Сегодня экспозиция посвящена теме «М.Ю. Лермонтов на Кавказе», но прежде всего посетителей ждет рассказ о той роли, которую сыграл поэт в истории русской культуры. В первом зале отдела собраны многочисленные отечественные и зарубежные издания его произведений, афиши и фотографии лермонтовских спектаклей, хроника научных конференций и юбилейных торжеств. С 1968 года в Пятигорске проводится Всероссийский Лермонтовский праздник поэзии. Здесь же представлены и уникальные экспонаты – дары благодарных посетителей нашему музею, представляющие собой редкие книги и рисунки, памятные реликвии, бесценные свидетельства русской и кавказской старины.
2 зал
Впервые на Кавказе Лермонтов побывал еще ребенком, сюда для лечения на Горячих водах его привозила бабушка. С этим связано первое упоминание имени Лермонтова в печатных источниках: в списке посетителей кавказских вод в 1825 году значится «Арсеньева Елизавета Алексеевна, вдова порутчица из Пензы, при ней внук Михайло Лермонтов».
В экспозиции можно увидеть и пожелтевший журнал «Отечественные записки» с этой надписью, и первые изображения Пятигорска, где маленький Мишель с бабушкой останавливались у своих родственников Хастатовых, и виды окрестных гор и ущелий, обитатели которых, черкесы, вызывали такой интерес юного поэта. Привлекают внимание акварельные рисунки художника Г.Г. Гагарина. Это типы казаков и горцев. Гагарин хорошо знал Кавказ. В недалеком будущем он станет другом поэта, а иногда и его спутником в путешествиях по горному краю. А пока юный Лермонтов учится в московском благородном пансионе, перейдя впоследствии на словесное отделение университета.
3 зал
Дальнейшая судьба Лермонтова связана с военной карьерой. Окончивв 1834 году Юнкерскую школу в Петербурге, он был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк. Гусары стояли в Царском Селе, несли караульную службу во дворце и участвовали в придворных церемониях. Мысли о Кавказе и тогда не покидали поэта. Известны его рисунки, где изображены, как отмечает современник, «многочисленные сцены из военного быта и преимущественно на Кавказе с его живописною природою, с его типическим населением, с боевой жизнью в том крае…»
В феврале 1837 года Лермонтов за сочинение стихов на смерть А.С. Пушкина был переведен высочайшим приказом из гвардии на Кавказ, в Нижегородский драгунский полк. Маршруты кавказских странствий поэта не до конца ясны. Известно, что он побывал в Ставрополе, совершил путешествие по Военно-Грузинской дороге в Тифлис и далее – в Кахетию, посетил Тамань на берегу Черного моря, а летние месяцы провел на излечении в Пятигорске. «Простудившись дорогой, – замечает поэт в одном из писем, – я приехал на воды весь в ревматизмах; меня на руках вынесли люди из повозки, я не мог ходить». Южное солнце, чистый воздух предгорий и целебные ключи Пятигорья быстро поправили здоровье поэта. К тому же настойчивые хлопоты бабушки увенчались успехом: Лермонтов был прощен императором Николаем и переведен в один из гвардейских полков. Он должен был возвращаться в Россию.
В экспозиции зала представлен автопортрет Лермонтова. Поэт изобразил себя на фоне гор, в бурке и форме Нижегородского полка, правая рука его опирается на эфес шашки. По преданию, этот портрет предназначался в подарок Вареньке Лопухиной, с которой поэта связывали романтические отношения. Здесь же прекрасное полотно – «Вид Крестовой горы». Это подлинная работа Лермонтова, на которой поэт запечатлел высшую точку Военно-Грузинской дороги. На других картинах и рисунках изображены виды Ставрополя, Пятигорска, Грузии, где в этот период довелось побывать поэту. Продолжение темы ждет посетителей в следующем зале.
4 зал
Впечатления долгих кавказских странствий просились на бумагу. Много интересного и необычного довелось увидеть и узнать поэту в Закавказье. Здесь он записал турецкую сказку «Ашик-Кериб», в Тифлисе сделал первый набросок своего будущего романа. Вернувшись в Петербург, Лермонтов в короткий срок создает ряд главных своих произведений: «Дары Терека», «Демон» и «Мцыри», одна за другой выходят повести «Бэла», «Фаталист» и «Тамань». Готовятся к печати первые книги: «Стихотворения» и «Герой нашего времени».
В экспозиции зала помещены предметы, позволяющие понять интерес Лермонтова к Кавказу, оценить его впечатления и творческие замыслы: листы его рукописей, отрывки из писем кавказской поры, рисунки и картины. Здесь посетители могут увидеть серию работ венгерского художника Михая Зичи, запечатлевшего все достопримечательные уголки старого Пятигорска. Долгие годы Зичи прожил в России и был влюблен в поэзию Лермонтова. Побывав на Кавазе в 1881 году, художник создал множество прекрасных иллюстраций к роману «Герой нашего времени» и поэме «Демон». Украшением зала является, безусловно, картина Л.Ф. Лагорио «Дарьял». Художник прославился как тонкий мастер лирического пейзажа. На полотне он запечатлел «ущелье мрачного Дарьяла», о котором Лермонтов упоминул в ряде своих произведений.
5 зал
Год 1840-й принес поэту новые тревоги. За дуэль с французом Эрнестом де Барантом он был арестован и предан военному суду. По воле государя его вновь отправили на Кавказ, на этот раз в Тенгинский пехотный полк. В составе Чеченского отряда генерала А.В. Галафеева он участвовал в военной экспедиции, побывал в Чечне и Дагестане. Ярко и резко впечатления этой поры отразились в стихотворениях «Валерик» («Я к вам пишу случайно; право…») и «Завещание». Несколько дней поэт провел на отдыхе в Пятигорске, а в конце года получил короткий отпуск в Петербург.
В этом зале посетители увидят сцены сражений. Особенно впечатляет подлинный акварельный рисунок Михая Зичи «Схватка в горах Кавказа». Здесь же представлен и замечательный портрет Лермонтова – единственный, на котором поэт изображен в профиль. В походной палатке его зарисовал Дмитрий Пален. В экспедиции принимал участие и Григорий Гагарин. Вместе с Лермонтовым он создал акварель «Эпизод из сражения при Валерике»: горцы отступают под натиском русских, унося с поля боя тело убитого воина. Несколько работ посвящены Петербургу и литературной жизни русской столицы. В апреле 1841 года Лермонтов навсегда покинул милый ему север.
6 зал и мемориальная гостиная
Свою последнюю подорожную поэт получил до крепости Темир-Хан-Шуры в Дагестане, к стоянке Тенгинского полка. Однако по пути, в Георгиевске, он узнал, что в это время на водах собралась компания его друзей. Тогда Лермонтов и ехавший вместе с ним А.А. Столыпин повернули в Пятигорск, где им удалось получить разрешение коменданта на лечение минеральными ваннами.
Молодежь беззаботно веселилась. «Стали давать танцевальные вечера, – вспоминал Н.И. Лорер, – устраивали пикники, кавалькады, прогулки в горы…» Особенно охотно собирались в доме Верзилиных. Сам генерал в это время отсутствовал по делам службы. Гостей радушно принимали хозяйка дома Мария Ивановна и три взрослые девушки – Эмилия, Надежда и Аграфена.
В гостиной дома произошло столкновение Лермонтова с Мартыновым, бывшим товарищем поэта по Юнкерской школе, а в то время – отставным майором Гребенского казачьего полка. Ссора привела к дуэли, происшедшей между 6 и 7 часами вечера 15 июля (по старому стилю) у подножия горы Машука при секундантах М.П. Глебове и А.И. Васильчикове и в присутствии А.А. Столыпина и С.В. Трубецкого. Князь Васильчиков вспоминал впоследствии, что при сигнале «сходись!» Лермонтов «остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста… Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте… Мы подбежали. В правом боку дымилась рана, в левом – сочилась кровь, пуля пробила сердце и легкие…»
В экспозиции зала помещены картины и рисунки, рассказывающие о Пятигорске начала 1840-х годов, о той атмосфере, которая царила здесь в последние месяцы жизни поэта. Представлены портреты многих лиц из окружения Лермонтова, в том числе и редкое изображение Мартынова в форме Гребенского полка. Обстановка гостиной, где произошла ссора, воспроизводится очень точно благодаря сохранившемуся рисунку Михая Зичи.